Семинары
Онлайн-семинар «Проза»
Сергей Беляков – писатель, историк, кандидат исторических наук, лауреат премии «Большая книга», заместитель главного редактора журнала «Урал»
Задача семинара – помочь прозаикам научиться писать так, чтобы читать их сочинения было интересно не только им самим, но и другим людям, в том числе издателям и редакторам.

Курс будет посвящен внимательному чтению и обсуждению повестей и рассказов, представленных самими участниками. На этом этапе важно дать возможность писателю увидеть, как его текст выглядит со стороны, как воспринимают его читатели, насколько реализован авторский замысел.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 20 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
6, 13, 20, 27 февраля
6, 13, 20, 27 марта
18:00

(Zoom)
Онлайн-семинар «Современное искусство и литература»
Ильмира Болотян — художник, писатель, кандидат филологических наук
Задача семинара – познакомить слушателей с основными векторами взаимодействия художников и писателей в области современной литературы и искусства. От иллюстраций до книг художника, от поэтических экспликаций к выставкам до полноценных романов, от текстовых экспериментов до партиципаторных проектов, превратившихся в книги. Пишущие смогут расширить свой жанровый диапазон, а художники - извлечь идеи для своих литературных опытов.

Курс состоит из двух частей. Первая, основная, посвящена обсуждению теории и собственно произведений (список участники получат предварительно). Вторая часть (1-2 занятия) – обсуждение идей и проектов слушателей семинара..

К рассмотрению принимаются проектные заявки писателей и художников. В заявке опишите замысел вашего будущего произведения, либо уже готовое (по возможности добавляя фотографии), выполненное в междисциплинарном формате и технике; кроме того, можно присылать рецензии и статьи об объектах искусства, существующих на пересечении арта и литературы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
13, 20, 27 января
3, 10, 17, 24 февраля
3 марта
18:00

(Zoom)

ВНИМАНИЕ!
Прием конкурсных работ в этом семинаре до 5 января 2026 года
Онлайн-семинар «Поэзия»
Константин Комаров – поэт, критик, литературовед, кандидат филологических наук, лауреат литературных премий «Восхождение» и «Гипертекст», а также премий журналов «Вопросы литературы», «Урал», «Нева»
Друзья!
На поэтическом семинаре «Езда в незнаемое» мы поговорим о том, «как делать стихи» на примере ваших собственных стихотворений.
В процессе динамичного диалога разберем их, уделив особое внимание типичным ошибкам начинающих стихотворцев: штампам и клише, слабой рифмовке, ритмическим сбоям, искусственности образа, избыточному пафосу, интонационной вторичности, мотивной предсказуемости etc. Обсудим и общие проблемы стихотворческого ремесла. Семинарская работа подразумевает углубление вашего понимания поэзии, расширение поэтического горизонта, формирование и оттачивание базовых версификационных навыков. Вы узнаете много нового о поэзии в себе и о себе в поэзии.
До встречи!

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
10, 17, 24, 31 января
18:00

(Zoom)

ВНИМАНИЕ!
Прием конкурсных работ в этом семинаре до 5 января 2026 года
Онлайн-семинар «Эссеистика»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист
Эссе по жанру находится где-то по середине между стихотворением (верлибром) и прозой.
Некоторая необязательность (призрачная, на самом деле там прочные связи между словами), отсутствующий прямой сюжет (там, скорее, сюжет мысли) заставляет эссе быть промежуточным жанром.
И на этой пограничной полосе возможны свои чудеса. Впрочем, любой текст чреват чудесами и неожиданностями.
Если позволить тексту расти самому, вести тебя, то он скажет больше, чем ты хотел и можешь сказать.
Эссе учит свободе. В том числе и от самого себя.
Ты, как паук, ткешь что-то, к тебе имеющее непосредственное отношение (он же из себя эту нить, эту воздушную ткань берет), но это что-то оказывается больше, тоньше и прозрачнее тебя. И сияет на солнце.
Какой-то хищный словесный узор.
Надо просто его расшифровать.

К рассмотрению принимаются эссе, их фрагменты и отрывки. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
12, 19, 26 февраля
5, 12, 19, 26 марта
2 апреля
19:00

(Zoom)
Онлайн-семинар «Драматургия»
Мария Конторович — драматург
Эйзенштейн говорил, что драматургия это то, что заставляет людей сидеть неподвижно в течение двух с половиной часов. Существует несколько способов заставить людей это делать… Но мы с вами будем изучать самый лучший! Вы узнаете, почему нельзя следовать всем правилам драматургии, как легко заставить зрителя плакать, почему не бывает плохих людей и как нарушать законы драматургии так, чтобы вам аплодировали стоя. Этот курс подойдет для всех, кто только начинает свой путь в драме. Даже если вы еще ничего не писали, даже если у вас нет ни единой идеи для пьесы, но руки очень чешутся – вам к нам. Свою небольшую или большую пьесу сможет написать каждый.

К рассмотрению принимаются пьесы. Важное уточнение! В заявку не обязательно включать текст уже написанного произведения, она также может представлять собой описание замысла будущей пьесы. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
8, 15, 22 февраля
1, 8, 15, 22, 29 марта
18:00

(Zoom)
Онлайн-семинар «Поэзия»
Евгений Абдуллаев — поэт, прозаик, критик, кандидат
философских наук, лауреат премии «Ясная Поляна», член редакционного совета журнала «Дружба народов»
Вы пишете стихи.
Неважно, как давно вы этим занимаетесь. Написали свое первое стихотворение только что – или пишете уже годами.
Неважно, насколько серьезно вы к своим стихам относитесь. Называете их с улыбкой «стишками» – или с легкой дрожью в голосе, «произведениями». Или никак не называете, а давая кому-то прочесть, говорите, чуть потупившись: «Вот... написал...»
Неважно, что вы со стихами потом делаете. Стыдливо прячете от посторонних глаз – или же читаете и публикуете везде, где только возможно.
Все это неважно. Главное, что вы пишете стихи. И хотите писать их лучше.
Этот курс рассчитан на тех, кто готов учиться и расти. Кто готов расширить свое понимание того, что такое поэзия вообще – и, особенно, современная русская поэзия.
Что такое «поэзия для глаз» и «поэзия для слуха», и можно ли их соединить? Допустимы ли неправильности в стихах? Нужны ли и для чего в стихах повторы?
Ответам на эти и многие другие вопросы и будут посвящены эти занятия на виртуальной «крыше» одного из старейших литературных журналов.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
6, 13, 20, 27 февраля
6, 13, 20, 27 марта
19:00

(Zoom)
Онлайн-семинар «Поэзия»
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист
Поэтический семинар можно назвать постоянным, однако занятия конечны и выстраиваются в некоторый цикл: к каждому участники получают задание, и мы все вместе учимся слушать тексты, созданные за неделю. Если семинарист начинает быстро расти, то есть писать каждый новый текст иначе, то при таком подходе это становится заметно сразу и всем.

Семинар принимает в свой круг людей, независимо от опыта чтения и письма: мы соприкасаемся с опытом друг друга, учимся наблюдать и слушать. Каждый текст получает подробное и ремесленное обсуждение: мы не вписываем его в литературу бывшую или нынешнюю, а учимся слушать и вытягивать стихотворение, ориентируясь на его звучание и структуру.

Наша задача – создать такую атмосферу, в которой каждый ученик получает от мастера то, что хочет. Кто хочет магистральную тему – находит магистральную тему, кто хочет научиться писать книгами – начинает писать книгами, каждый приобретает именно то, во что готов вкладываться.

Очень часто, на каждом семинаре, находится ученик, совершающий поразительные метаморфозы: он словно получает разрешение говорить и делает настоящий прыжок. Вы можете увидеть этот прыжок, научиться его видеть, и – самое главное – самостоятельно научиться «прыгать».

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
7, 14, 21, 28 февраля
7, 14, 21, 28 марта
15:30

(Zoom)
Офлайн-семинар «Мастерская» (для продолжающих)
Дмитрий Воденников — поэт, эссеист
Текст пробуждается, смотрит сонно, вдруг капризничает, кричит. Мы его не понимаем. «Ты кушать хочешь? Есть? Тебе нехорошо? Ты не заболел?»
Он не заболел.
Он просто силится что-то сказать, и мы тут ему не помощники. Пока он сам не подберет звуки в слова, мы всё так и будем: «Ты не заболел? Тебе нехорошо? Может, ты кушать хочешь?»
Конечно, хочет.
И кажется, он хочет съесть именно тебя.
И мы отдадим ему какую-то свою часть (не физическую), он наестся, вырастет, уйдет от нас. А потом мы обнаружим, что в колыбельке (а мы и не планировали ее как колыбель, вообще это было наше рабочее место: компьютер, ноутбук, планшет, телефон) опять кто-то завелся.
И вот начинает просыпаться, и вот опять капризничает, кричит.
Будем теперь со всем этим жить.

К рассмотрению принимаются стихотворные подборки и отдельные стихотворения всех поэтических жанров. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 5 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
8, 15, 22 февраля
1, 8, 15, 22, 29 марта
15:30

(в редакции «Вопросов литературы»)
Офлайн-семинар «Проза»
Ольга Новикова – прозаик, критик, редактор отдела прозы журнала «Новый мир»
«Здравствуй, брат! Писать очень трудно», – легендарное приветствие «Серапионовых братьев», собиравшихся в 1921 году в петроградском Доме искусств. Мы будем говорить о том, как преодолеть эту естественную и даже необходимую трудность. Будем читать друг друга. На семинарах авторы выступят с изложением собственного кредо, а мы выскажем свои интерпретации и оценки их текстов. Обсуждать будем и произведения, представленные при записи в Школу, и вещи, написанные в процессе учебы.

В искусстве главное – личность автора. «Умеет писать» и «есть что сказать» – редко эти два качества встречаются в одном человеке.

Я вижу конкретные задачи: это выработка собственного стиля и тренировка наблюдательности, внимание к миру и к каждому человеку. Того, что мы берем из себя, для искусства не хватает.

К рассмотрению принимаются: рассказы, повести, романы, их отрывки и фрагменты. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
7, 14, 21, 28 февраля
7, 14, 21, 28 марта
13:00

(в редакции «Вопросов литературы»)
Онлайн-семинар «Сценаристика»
Родион Белецкий – писатель, сценарист, драматург
Профессиональный сценарист, как хваленый Искусственный Интеллект, обязан по долгу службы предложить сразу несколько вариантов развития одной истории. Но, в отличии от ИИ, у профессионального сценариста есть свой уникальный человеческий опыт, который он может/и должен использовать в работе. Новые времена, новые вызовы. Как создавать интересные истории и не быть однообразным, как избежать клише. Как в своей работе использовать знаменитую систему Станиславского. Как заставить зрителя полюбить вашего героя в первые десять минут повествования? Все это в новом курсе драматурга Родиона Белецкого «Сценаристика».

К рассмотрению принимаются сценарии и сценарные заявки. В заявку не обязательно включать текст уже написанного произведения. Приветствуются произведения, не содержащие обсценной лексики и излишне откровенных сцен, а также не разжигающие рознь на национальной, религиозной и иных почвах.

Ограничение объема — не более 15 тысяч знаков.
Формат для подачи — файл Word или pdf.
7, 14, 21, 28 февраля
7, 14, 21, 28 марта
10:00

(Zoom)
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не пропустите новости школы,
подпишитесь на нашу рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: pishemnakrishe@mail.ru
Телефоны: +7(495) 629-49-77